06/07/2021
Профилактика эмоционального выгорания.
В Международной классификации болезней последних двух редакций имеется соответствие выгоранию – это утоммление. Отдохни и всё пройдет! Многие пробовали. Помогло? Никому.
Помогает совершенно иная постановка вопроса.
Как представитель глубинной психологии, я предлагаю копнуть глубже. Чтобы увидеть картину целиком, нужно посмотреть на нее с далека, имея перспективу.
Человек, как биологическое существо, как социальное существо, как кибернетическая система и как личность. Что именно мы рассматриваем для решения будь-какого вопроса? Личность. Во всей его полноте и в связи с миром. А для этого иметь картину устройсвта личности имеет смысл. Мы знаем, что имеем в душе ядро личности. Близкое к рождению, состоящее из врожденных качеств мозга, нервной системы и всего организма, это ядро развивается и приспосабливается к окружающей среде. Наращивает оболочку психологическую. Личность, по определению, это и есть маска, личина. Это не сама суть человека, но лишь личина, позволяющая более или менее успешно взаимодействовать с миром, как людей, так и вещей. Но бывает так, что эта самая личина, оболочка ядра, перетянула на себя акцент жизни. Возможно исказилась на фоне самого ядра под ударами судьбы, испытав психологические травмы, фрустрации и депривации. И вот уже оболочка стала центром реализации жизни, построения жизненных приоритетов, а не сама суть человека.
Например, любой человек требует к себе внимания, и потребность в привлекательности – природна. Но личина приняла это не как функцию, а как суть. И человек посвящает жизнь обретению и развитию привлекательности, в ущерб остальному спектру человеческой жизни. Или, например, напористость, как черта характера необходима для достижений, конткуренции и кареры, хоть в личной жизни, хоть в общественной и профессиональной. А вот человек, чей выбор сделан в пользу развития настойчивости до навязчивой агрессивности, готов сжечь жизнь в горниле борьбы. И зачастую следует лозунгу: «Всех убью – один останусь!»
Такое мы наблюдаем сплошь и рядом. И часто учавствуем в таких сценах жизни. Но это крайости. А вот обычно нас втягивает в круговорот действий профессиональная жизнь. Медленно и не всегда заметно. Навязывая новые приоритеты, не свойственные нам от природы, либо от осознанного выбора. Ставя перед компромиссами. Обходя моральные ценности. Изменяя наши приоритеты.
Начинает учитель учить ученика английскому языку, например. Ученик учится. Учитель радуется. Ученик успешен. Учитель отождествляет достижения ученика со своими успехами. Ученик благодарен. Проходит время. Ученик идет своим путем. Учитель остается в своей системе. И отждествлять успехи не с кем и не с чем. Расставание имеет свои закономерности. Мы это называет потерю объекта восторженности. И только в памяти остается легкий след, даже шлейф, приятного воспоминания и тоска о прошедшем удовлетворении успешной работой. И это самы благоприятный пример. Что будет, если учитель не сохранит безопастной дистанции? Что будет, если погрузится в обучающий процесс глубоко личностно? Эти и иные похожие вопросы напрягают!
Установление и поддержание границ между истинным Я и контурами чужих интересов, пусть и самых привлекательных. Четкое самоопределение, самоидентификация, в отличии от диффузнности идентичности. Вот в этом и состоит профилактика эмоционального выгорания в ходе профессиональной деятельности в сфере работы «Человек – человек». Именно профилактика. Исправление ситуации происходит по иным принципам и с помощью иных механизмов. О чем можно писать, но это останется под грифом «Всякая профессия лишь заговор против непосвященного». Чего не скажешь о профилактике, успешно работает и самодостаточно.
Похожее происходит и в иных сферах профессиональной деятельности. И симптноматика имеет аналогичность. Но там действуют иные механизмы. Общий из которых, так это фиксация на результативности, необоснованных ожиданиях. Но об этом в другой раз.